Главная / Либерализм / В ответ А. С. Хомякову

В ответ А. С. Хомякову

Печатается по: Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века. Хрестоматия / Сост. А. А. Ширинянц, И. Ю. Демин; подг. текстов А. М. Репьева, М. К. Ковтуненко, А. И. Волошина; под. ред. А. А. Ширинянца М.: Изд-во Московского университета, 2011. С. 613–623, 665–667.

Сверено с изданием: Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. I. Философские и историко-публицистические работы / Сост., примеч. и коммент. А. Ф. Малышевского. Калуга, 2006. С. 33–46.

Примечания:

1  Работа написана зимой 1839 г. как ответ на статью А.С. Хомякова «О старом и новом» и не предназначалась для печати. Оба эти сочинения стали программными документами раннего славянофильства. Впервые опубликована в 1861 г. (Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1861. С. 188–200).
2  Иезуитизм — здесь: приоритет политики над нравственностью, беспринципность в выборе средств для достижения своей цели.
3  Вотще — тщетно, напрасно.
4  Штраус (Strauss) Давид Фридрих (1808–1874) — немецкий философ и теолог, в своих работах отрицал историческую достоверность евангельских преданий, рассматривая их как мифы, порожденные духовной «субстанцией» эпохи, а Иисуса Христа — как историческую личность, отделив его от «вечной» идеи бого-человечества как основы христианской веры.
5  Филантропия — здесь: благотворительность.
6  Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749–1832) — немецкий поэт и мыслитель, автор одного из самых значительных произведений раннего-немецкого романтизма — поэмы «Фауст» (1774–1831).
7  Талейран (Talleyrand-Perigord) Шарль-Морис (1754–1838) — французский дипломат, министр иностранных дел в 1797–1799 гг. (при Директории), в 1799–1807 гг. (в период Консульства и империи Наполеона I), в 1814–1815 гг. (при Людовике XVIII).
8  Имеется в виду Луи Филипп (Louis Philippe) (1773–1850), французский король в 1830–1848 гг. Возведен на престол после Июльской революции 1830 г. Свергнут Февральской революцией 1848 г.
9  Киреевские устраивали в своем доме традиционные литературные вечера, на которых читались новые произведения. По-видимому, И. В. Киреевский читал свою работу в течение двух вечеров.
10  Речь идет о Священном Предании — втором, после Священного Писания, первоисточнике христианской веры, который включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
11  Действительно, общественный договор (теория происхождения государства, согласно которой оно возникло в результате договора между людьми, предусматривавшего добровольный отказ частных лиц от ряда своих естественных прав в пользу государственной власти) имеет глубокие исторические корни. Впервые мысли подобного рода были высказаны еще в древности Эпикуром и Лукрецием Каром. В XXVII–XVIII вв. эта теория разрабатывалась Г. Гроцием, Т. Гоббсом, а также Д. Дидро и кругом энциклопедистов (французские просветители, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов, 1751–1780).
12  Имеется в виду монашеская или рыцарско-монашеская община католической церкви с определенным уставом. Первый орден — крестовый (или вифлеемский) орден (так как участники его нашивали на одежду крест), возник во время крестового похода (1096–1099) в Святую землю для освобождения ее и христианских святынь от власти «неверных» — мусульман.
13  Имеются в виду поучения преподобного Исаака Сирина (Исаака Ни-невийского, ум. в конце VII в.) — христианского писателя-аскета.
14  Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, проводившийся в Москве в январе–феврале 1551 г. (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551 г.). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, т. е. «Стоглав».
15  Видимо имеется в виду ересь жидовствующих, распространившаяся во второй половине XV в. из Новгорода. В частности, жидовствующие отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту.
16  Раскольники, или старообрядцы — сторонники сохранения древнего служебного уклада в Русской Православной Церкви, сопротивлявшиеся реформам обряда, проводимым патриархом Никоном в середине XVII в.
Скачать
Либерализм как простая структура?

Либерализм как простая структура?

Светлов Р. В.

Публикации
Пушкин как политический мыслитель

Пушкин как политический мыслитель

Франк С. Л.

Публикации
Письмо Ф. М. Достоевскому

Письмо Ф. М. Достоевскому

Кавелин К. Д.

Публикации
Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Градовский А. Д.

Публикации