Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РГНФ Роль политических идеологий в истории России и проблема национально-государственной безопасности № 15-33-11190
Главная / Либерализм / Дневник писателя (1877, июль–август)

Дневник писателя (1877, июль–август)

Печатается по: Достоевский Ф. М. Дневник писателя. / Сост., комментарии А. В. Белов / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. C. 632–638, 674–682, 696–760, 852, 856–859, 860–865.

Примечания:

1  Русский писатель Иван Александрович Гончаров (1812–1891).
2   Цитата из Откровения Иоанна Богослова.
3  Узнав, что Н. А. Некрасов опасно болен, Ф. М. Достоевский стал часто заходить к нему. Эти последние свидания с Н. А. Некрасовым оставили у писателя тяжелые впечатления, а в день его кончины — 27 декабря 1877 г. Федор Михайлович был огорчен до глубины души. Он также был на панихидах и на погребении поэта.
4  Всю ночь Ф. М. Достоевский читал вслух стихотворения усопшего поэта, искренно восхищаясь многими из них и признавая их настоящими шедеврами русской поэзии.)
5  В «Петербургском сборнике» (1846), открывавшемся романом Ф. М. Достоевского «Бедные люди», были напечатаны стихотворения Н. А. Некрасова: «В дороге» (1846), «Пьяница» (1845), «Отрадно видеть, что находит...» (1845) и «Колыбельная песня» (1846).
6  Стихотворения Н. А. Некрасова 1850-х гг. печатались, в основном, в журнале «Современник».
7
... И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
                                                  Некрасов Н. А. «Мать. Отрывки из поэмы».

8  В марте 1859 г. Ф. М. Достоевский был уволен в отставку с награждением следующим чином (подпоручиком). Писателю было разрешено поселиться в Твери (август 1859 г.), а после хлопот стало возможным жить и работать в Петербурге (декабрь 1859 г.).
9  Различие убеждений редакторов двух журналов — «Современника» и «Времени», полемика и борьба журналов не могли не сказаться на личных отношениях Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова.
10 Достоевский Ф. М. «Подросток» («Отечественные записки», 1875, № 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12).
11 См. статью «Похороны Некрасова» П. В. Засодимского (1843–1912) в «Петербургских ведомостях», 1877, 31 декабря (12 января), № 360.
12  Из литераторов на могиле выступили В. А. Панаев (1822–1899), Ф. М. Достоевский, Л. К. Панютин (1829–1882) и П. В. Засодимский.
13  П.В. Засодимский вспоминает, что «особенно глубокое впечатление произвело стихотворение — неизвестного мне автора:
Замолкла муза мести и печали,
Угас могучий наш поэт, —
Его словам с восторгом мы внимали,
Его мы чтили с юных лет
Могильный сон, глубокий, непробудный,
Навек сковал уста певца,
Иссяк родник живительный и чудный
В груди холодной мертвеца».
14 Этот эпизод на похоронах Н. А. Некрасова описывал и Владимир Галак-тионович Короленко (1853–1921): «Когда он (Ф.М. Достоевский) поставил имя Некрасова вслед за Пушкиным и Лермонтовым, кое-кому из присутствующих это показалось умалением Некрасова. «Он выше их, — крикнул кто-то, и два-три голоса поддержали его: — Да, выше... Они только байронисты». В воспоминаниях Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), выступавшего на похоронах поэта от лица революционного общества «Земля и воля», говорится, что Ф. М. Достоевский поставил Н.А. Некрасова по его таланту вслед за А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. «Это показалось нам вопиющей несправедливостью. — Он был выше Пушкина! — закричали мы дружно и громко. Бедный Достоевский этого не ожидал. На мгновение он растерялся. Но его любовь к Пушкину была слишком велика, чтобы он мог согласиться с нами».
15  Скабичевский А. М. «Мысли по поводу текущей литературы. Николай Алексеевич Некрасов как человек, поэт и редактор» («Биржевые ведомости», 1878, 6 января, № 6).
16  А самого А.М. Скабичевского, несмотря на всю его любовь к Н. А. Некрасову, на похоронах поэта вообще и не было.
17 «Дело действительно происходило так, как рассказывает г-н Достоевский, — писал вскоре после похорон Н. А. Некрасова В. П. Буренин. — Я могу подтвердить это, так как был в числе присутствовавших у могилы и стоял рядом с г-ном Достоевским: стало быть то, что слышал он, слышал и я. Прибавлю одну подробность: в числе нескольких голосов один крикнул: «Пушкин был салонный поэт, а Некрасов народный». Вероятно, г-н Ска-бичевскийне расслышал этого возгласа, а то он бы разошелся, конечно, и о салонности поэзии Пушкина...» («Новое время», 1878, 20 января, № 681). В. Г. Короленко подчеркивал, что на слушателей «произвело впечатление гораздо более сильное, когда Достоевский своим проникновенно-пророческим, как мне казалось, голосом назвал Некрасова последним великим поэтом из “господ”».
18  Творчество Дж. Байрона (1788–1824) имело важное значение для всей европейской культуры, ибо влияние его воззрений, егопоэзии и при жизни поэта, и позже (не только в Англии, но и за еепределами) было более сильным, чем влияние любого из поэтов-романтиков.
19  Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» (1819). У А. С. Пушкина:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
20 В главе «Русская изба» (1833–1835) своего «Путешествия из Москвы в Петербург» А. С. Пушкин писал: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи! О его смелости и смышлености и говорить нечего...»
21  Сам И. С. Аксаков выступал 8 июня после Ф.М. Достоевского во втором отделении юбилейного заседания. Вбежав на эстраду, И.С. Аксаков заявил: «Все, что я готовился прочесть, потеряло всякое значение. Моя речь упраздняется речью Достоевского». Он объявил, что речь предыдущего оратора — «есть не просто речь, а историческое событие». И далее: «Если я и могу прочесть что-нибудь, то разве это отрывок из приготовленной речи» («Гражданин», 1880, 9 июня, № 159).
22 В Откровениях Иоанна Богослова (гл. 18) утверждается: «... ибо в один час погибло также богатство».
23  В Откровении Иоанна Богослова (гл. 18) утверждается: «... ибо в один час погибло также богатство».
24 Батый (1208–1255) — монгольский хан, внук Чингисхана, в 1237– 1243 гг. возглавлявший поход монголов на Русь, сопровождавшийся жестоким истреблением коренного населения и уничтожением городов.
25  Согласно предположению современного исследователя И. Л. Волгина, у Достоевского здесь речь идет о Г. З. и Б. П. Елисеевых (Новый мир. 1981. № 10. С. 125–127).
26  Выступавший после Ф. М. Достоевского И. С. Аксаков заявил: «С Достоевским согласны обе стороны: и представители так называемых славянофилов, как я, например, и представители западничества, как Тургенев» (См.: «Гражданин», 1880, 9 июня, № 159; «Молва», 14 июня, № 162).
27  И. С. Тургенев и П. В. Анненков (1813–1887).
28  Рядовые приверженцы либерально-западнических идей.
29  В статье «Польский вопрос в русской литературе» А. Н. Пыпин, характеризуя стихотворения о Польше и польском вопросе А. С. Пушкина, П. А. Вяземского (1792–1878), В. А. Жуковского (1783–1852) и Ф. И. Тютчева и анализируя статью славянофила Ю. Ф. Самарина «Современный объем польского вопроса» («День», 1863, 21 сентября), выделил «идею об исконной противоположности греко-славянского и романо-германского
мира и о полной несовместимости славянства с латинством» и утверждал, что разрешение польского вопроса немыслимо «без коренного, духовного возрождения поляков, другими словами — без обращения их в православие» (Вестник Европы. 1880. № 2 и 4).
30  Н. В. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине» (1832).
31  Парни, Андре Шенье и другим, особенно Байрону.
32  Французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).
33  Разделение это утверждено Петром I в 1722 г. В «Табели о рангах».
34  Слова Я. П. Полонского (1819–1898) из его статьи «По поводу последней повести графа Л. Н. Толстого «Казаки» (письмо редактору «Времени»).
35  Слова старика, обращенные к Алеко, из поэмы «Цыганы»(1824) А. С. Пушкина.
36  Цитата из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
37  Цитата из стихотворения «Отрадно видеть, что находит...» (1845) Н. А. Некрасова.
38  На полях наборной рукописи речи о Пушкине фраза Ф. М. Достоевского об «образе Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева» имела продолжение: «...и Наташи в “Войне и мире” Льва Толстого». Затем это продолжение не вошло в печатный текст. Однако вся эта фраза была полностью произнесена Ф. М. Достоевским в речи со сцены 8 июня 1880 г., о чем свидетельствовал в частности Н. Н. Страхов, вспоминая, что фраза о Лизе из «Дворянского гнезда» была прервана овациями, и зал практически не услышал (Страхов же слышал отчетливо) имени Наташи Ростовой («Биография», отд. I; Достоевский в воспоминаниях, т. II). Да и И. С. Аксаков указывал, что «это сопоставление было покрыто рукоплесканиями».
39  Термин «нравственный эмбрион» принадлежит В. Г. Белинскому. В статье «Пушкин и Белинский» (1865) Д. И. Писарев (1840–1868) также писал: «Наконец, отвращение Онегина к упорному труду... составляет симптом очень печальный, по которому мы уже заранее имели право предугадывать, что Онегин навсегда останется эмбрионом».
40  У А. С. Пушкина в «Письме Онегина к Татьяне» романа «Евгений Онегин»:
Внимать вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство.
41  См.: «Отрывки из путешествия Онегина» А. С. Пушкина.
42  Цитата из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
43  Цитата из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
44  Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы» (1826).
45  Речь идет о пушкинской «Сказке о медведихе» (1830).
46  Начальные строки стихотворения (1833) А.С. Пушкина, не имеющего названия.
47  «Сцена из Фауста» (1825) А. С. Пушкина.
48  «Каменный гость» (1830) А. С. Пушкина.
49  «Пир во время чумы» (1830) из пушкинских «Маленьких трагедий» навеян драмой английского поэта Дж. Вильсона (1755–1854) «Чумный город» (1816).
50  Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Странник» (1835) являются переложением отрывка из книги «Путь паломника» (1678–1684) английского поэта и пуританского проповедника Дж. Беньяна (1628– 1688).
51  Цикл пушкинских стихов «Подражания Корану» (1824).
52  Здесь дано краткое изложение понимания Ф. М. Достоевским поэмы о Клеопатре из повести Пушкина «Египетские ночи» (1835). Подробно писатель об этом говорил в статье «Ответ “Русскому вестнику”» (Время. 1861. № 3).
53  Журнал «Время», выходивший (1861–1863) под редакцией братьев Достоевских, стал особым явлением в отечественной журналистике, положил начало более широкому, нежели славянофильство, направлению — почвенничеству. Журналу требовался литературный критик. Н. Н. Страхов настойчиво указывал Ф. М. Достоевскому на Ап. Григорьева, которого они и привлекли к сотрудничеству. Любимым русским поэтом Ап. Григорьева был А. С. Пушкин. Он даже был убежден, что «Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного». А. С. Пушкин — пока единственный полный и цельный самородок, принимавший в себя, при столкновениях с другими типами культуры, с другими народными «организмами», — все, что следует принять, отбрасывавший все, что следует отбросить. Говоря о сущности русской души, Ап. Григорьев отмечал, что именно в творчестве А. С. Пушкина впервые полно и цельно обозначилась «душевная физиономия» русского народа, ясно выделившаяся «из круга других народных, типовых физиономий», и сознательно зафиксировала «наш самобытный тип», в котором причудливым образом сочетаются наши тщетные усилия насильственно создать и утвердить в своей душе обаятельные идеалы чужой жизни и столь же тщетные усилия борьбы с этими идеалами и желание оторваться и заменить их чисто отрицательными и смиренными идеалами. В натуре А. С. Пушкина, ничего не исключающей (ни тревожно-романтического начала, ни юмора здравого рассудка, ни страстности, ни северной рефлексии) и на все отозвавшейся в меру русской души, заключается оправдание и примирение наших враждебно раздвоившихся сочувствий. Ап. Григорьев считал, что великая натура А. С. Пушкина мерила свои силы со всем великим в мире, равномерно подвергаясь влиянию и светлых и темных его сторон. И оказалось, что 1) на все доброе и злое у нее есть удивительная отзывчивость; 2) эта отзывчивость не может остановиться посередине, а ведет всякое сочувствие до крайних его пределов и все-таки 3) не может она перестать любить своего типового, не может забыть своей почвы. Спустя три десятка лет в своей знаменитой «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевский развил и довел до логического конца эти григорьевские идеи.
54  Перефразированные строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...» (1855).
55  Православная молитва, которую читают в первую неделю Великого поста.
56  Старообрядцы, выступая за сохранность «древлего благочестия», не признавали исправленных официальной церковью икон и книг. При некоторых старообрядческих общинах даже создавались школы, где обучали чтению древних церковнославянских текстов.
57  Молитва, сочиненная Ефремом Сирином на рубеже IV–V вв.
58  В IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.
59  Неточно цитируется стихотворение Н. А. Некрасова: «Рыцарь на час» (1862). У Н. А. Некрасова: «Обагряющих руки в крови».
60  Ф. М. Достоевский в 1847–1849 гг. увлекся идеями французских социалистов-утопистов, участвуя в кружках петрашевцев.
61  Припев русской народной песни «Как по улице идет молодец...», в которой говорится о том, «как сын на матери снопы возил, а молода жена во пристяжи была».
62  На Большой Морской в Петербурге располагались парикмахерские, магазины, рестораны, которые посещали аристократы.
63  Речь идет о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
64  Место, где устраивались платные балы с канканом.
65  Славянофил Юрий Федорович Самарин активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г., член редакционных комиссий.
66  Иоганн Кеплер (1571–1630) — немецкий астроном, впервые объяснивший наблюдаемые «аномалии» движения планет элиптической вы-тянотустью их орбит.
67  Согласно Библии Авраам — родоначальник иудеев; согласно Корану — общий родоначальник евреев и арабов, предшественник Мухаммеда, основателя ислама.
68  Клемент Венцель Лотар фон Меттерних (1773–1859) — глава австрийского правительства (1821–1848), требовавший вмешательства во внутренние дела других государств в целях подавления революционных, либеральных и национально-освободительных движений.
69  «Речь г-на Достоевского в чтении производит впечатление, но только на чувство, а не на рассудок — откуда и причина бросания в воздух дамских чепчиков» («Петербургская газета», 1880, 17 июня, № 116). Другая петербургская газета «Молва» отмечала атмосферу всеобщего восторга на Пушкинском празднике в Москве, а успех речи Ф. М. Достоевского объясняла одной лишь ее эмоциональностью (10, 13–15 июня 1880 г.).

Скачать
Либерализм как простая структура?

Либерализм как простая структура?

Светлов Р. В.

Публикации
Пушкин как политический мыслитель

Пушкин как политический мыслитель

Франк С. Л.

Публикации
Письмо Ф. М. Достоевскому

Письмо Ф. М. Достоевскому

Кавелин К. Д.

Публикации
Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Градовский А. Д.

Публикации