Главная / Анархизм / О мистическом анархизме

О мистическом анархизме

Впервые: Вопросы жизни [Новый путь]: Ежемес. журнал. [СПб.], 1905. № 7. С. 199–204. Печатается в сокращении по: Чулков Г. И. Валтасарово царство: [Избр. труды] / [Сост. и авт. вступ. ст., коммент. М. В. Михайлова]. М.: Республика, 1998. С. 343–360. (Прошлое и настоящее).

Примечания:

1 Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ, чьи взгляды оказали весьма существенное влияние на младосимволизм, особенно его идея о двух началах бытия — дионисийском (жизненно-оргиастическом) и аполлоновском (интеллектуально-созерцательном). (*)

2 Артур Шопенгауэр (1788–1860) — немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма. Сущность мира, по Шопенгауэру , заключена в слепой, неразумной, бесцельной воле, воплощающей влечение к жизни («Мир как воля и представление»). (*)

3 Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) — русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, создатель концепции анархического идеала свободы, но одновременно сторонник коллективности (общинности). Чулков работал над статьей «Михаил Бакунин и его обезьяна». Итоговое осмысление бакунинской теории анархизма Чулков дал в своей книге «Михаил Бакунин и бунтари 1917 года» (М., 1917), в которой писал, что развитие социал-демократии пошло по «бакунинскому» пути. В это время с аналогичными высказываниями выступали меньшевики группы А. Н. Потресова, также утверждавшие, что именем Маркса освящается объективно реакционное движение солдатчины, бунт деревни против города, всеобщий дележ, в которых воплотился дух Стеньки Разина и Михаила Бакунина . (*)

4 Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) — французский социалист, теоретик анархизма, выступал против теории революционного преобразования общества. Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) — князь, русский революционер, теоретик анархизма. Макс Штирнер (наст. имя Каспар Шмидт; 1806–1856) — немецкий философ младогегельянец, автор известнейшего сочинения «Единственный и его собственность» (1845), в котором он излагает философию эгоцентризма; основные положения этой книги Чулков излагает далее. В судьбе Льва Николаевича Толстого (1828–1910) Чулкова более всего занимал вопрос, что заставило этого «вольнодумца… отказаться от таинства евхаристии». Свои соображения по поводу «душевной значительности» писателя он высказал в связи с книгой Р. Роллана о Толстом (Нейтральный писатель // Чулков Г. Наши спутники. М., 1922). (*)

5 Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) — немецкий философ-идеалист. Его идеи вместе с христианским платонизмом и научным эмпиризмом составили основу учения В. С. Соловьева. (*)

6 Таким образом, название первой книги Чулкова «Кремнистый путь» не только отсылает к стихотворению М. Ю. Лермонтова, но и призвано раскрыть философские искания автора в это время. (*)

7 Письмо Ибсена Г. Брандесу от 20 декабря 1870 г. (*)

8 Письмо Ибсена Г. Брандесу от 17 февраля 1871 г. Георг Брандес (1842–1927) — известный датский литературный критик; играл значительную роль в культурной и общественной жизни Скандинавских стран в 70–80-е годы XIX в., также много писал о русской литературе. (*)

9 Чулков цитирует слова и упоминает персонажей из «драматического эпилога в трех действиях» Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Этой пьесе он придавал особое значение, неоднократно обращаясь к ее тексту и интерпретируя ее образы как призыв к покаянию и освобождению от грехов. В частности, по ее мотивам была построена лекция Чулкова «Пробуждаемся мы, мертвецы, или нет?», с которой он неоднократно вы- ступал в середине 1910-х годов. (*)

10 О «веселии», покинувшем «дом Бога» и исчезнувшем «у сынов человеческих», говорится в книге пророка Иоиля в главе, посвященной Божьему суду и содержащей описание язвы, саранчи и засухи (IV, 12, 16). (*)

Скачать
Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Кропоткин П. А.
История политической мысли
Публикации
01.12.2016
Эхо револьверного выстрела

Эхо револьверного выстрела


История политической мысли
Публикации
02.12.2016
Анархисты в России: история и современность

Анархисты в России: история и современность



Видео
"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века



Видео