Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РГНФ Роль политических идеологий в истории России и проблема национально-государственной безопасности № 15-33-11190
Главная / Анархизм / Анархия мысли

Анархия мысли

Впервые опубликовано в «Набате» (№ 1-1875, 2/3 и 4-1876) и отдельным изданием: Анархия мысли. Собрание критических очерков П. Н. Ткачева. Лондон [отпечатано в Женеве]: журн. «Набат», 1879. [2], 78 с. Отрывки печатаются по изд.: Ткачёв П. Н. Сочинения: В 2 т. / Сост., примеч. и библиогр. послесл. В. М. Шахматова. Общ. ред. А. А. Галакти-онова и др. М.: Мысль, 1976]. Т. 2. (АН СССР. Ин-т философии / Филос. наследие). С. 103-124.

Примечания:

1 Подзаголовок «Статья первая» поставлен нами, в № 1 «Набата» за 1875 г. статья не имеет подзаголовка.

2 Увеличение началось с 1872 г. и особенно стало заметно в 1875 г. — в 2 раза по сравнению с предыдущим 1874 г. (приблизительный подсчет по «Сводному каталогу русской нелегальной и запрещенной печати XIX века». М., 1971. Ч. VII).

3 «Государственность и анархия». Введение. Ч. I. 1873 (Изд. Социально-революционной партии. Т. 1) — сочинение М. А. Бакунина, изданное в Цюрихе [Государственность и анархия: [Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих]. Введение. Ч. 1. [Женева], 1873. [2], 308, 24 с. (Изд. Социально-революционной партии. Т. I).]. На книге автор не обозначен, но Ткачев, безусловно, знал об авторстве Бакунина. Ткачев неточно приводит в статье название брошюры П. Л. Лаврова «Русской социально-революционной молодежи». Анонимная прокламация «К русским революционерам, 1873, сент. (Революц. община рус. анархистов, № 1)» написана Владимиром Авгу-стовичем Гольштейном (Гольдштейном) (ок. 1849-1917) и представляет собой программу кружка так называемых «молодых бакунистов», члены которого позднее (с 1875) стали издавать газету «Работник».

4 Исповедание веры (фр.).

5 [«Работник» (подзаголовок «Газета русских рабочих») — народническая газета бакунистского направления. Издавалась с января 1875 г. по март 1876 г. в Женеве Н. И. Жуковским, З. К. Ралли, А. Л. Эльсницем, В. А. Гольдштейном, Н. А. Морозовым, Н. А. Саблиным. Вышло 15 номеров (в 1875 г. а 12, в 1876 г. « 3). Язык статей был стилизован под народный.]

6 [Бисмарк (Bismarck) Отто Эдуард Леопольд фон Шёнхаузен (1815-1898) — государственный деятель Пруссии и Германии, генерал-фельдмаршал (1866). В 1847-1848 гг. депутат ландтага Пруссии. В 1859-1862 гг. посланник Пруссии в России. С 1862 г. министр-президент и министр иностранных дел Пруссии. В 1860-х гг. осуществил военную реформу в стране, значительно усилил армию. С 1867 г. бундесканцлер, в 1871–1890 гг. первый рейхсканцлер Германской империи.]

7  [Гамбетта (Gambetta) Леон (1838–1882) — премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881–1882 гг. Лидер левых республиканцев, член «Правительства национальной обороны» (сентябрь 1870 г. — февраль 1871 г.). В 1870-х гг. выступал против клерикалов и монархистов. В конце жизни сблизился с правыми буржуазными республиканцами.]

8  Ткачев имеет в виду «Философию права» Гегеля. Об отношении Ткачева к гегелевской философии вообще см. в его рецензии на «Философию природы» Гегеля и в статье «Немецкие идеалисты и филистеры».

9  «Прибавление А» было помещено в книге Бакунина «Государственность и анархия» в качестве приложения с отдельной пагинацией. В дальнейшем, как и выше (три хорошие и четыре дурные черты народного идеала), Ткачев цитирует преимущественно это «Прибавление А», которое рассматривалось современниками как программа бакунистов.

10  Т. е. П. Л. Лаврова.

11  [Сцилла и Харибда в древнегреческой мифологии — два чудовища, обитавшие на прибрежных скалах по обе стороны морского пролива и губившие мореплавателей, между Сциллой и Харибдой — положение, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны (или с разных сторон).]

12  [Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814) — немецкий философ, один из крупнейших представителей немецкого идеализма (немецкой классической философии). Профессор университета Йены (с 1794), ректор Берлинского университета (с 1811). Философия Фихте как наука об опыте отвечает на вопрос о возможности опыта как сознания предметов; неприятие «вещей самих по себе» приводит к тому, что в качестве опоры может выступать лишь спонтанная духовная деятельность. Основанием опыта является для Фихте Я, его единство, что выражается им в трех основоположениях: «Я полагает Я»; «Я противополагает себя не-Я», «Я противополагает себя в Я не-Я». Эти основоположения являются дело-действиями, т. е. такими действиями человеческого духа, которые выражаются во всех психических актах.]

13  Мандатами, наказами (фр.).

Скачать
Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Кропоткин П. А.
История политической мысли
Публикации
01.12.2016
Эхо револьверного выстрела

Эхо револьверного выстрела


История политической мысли
Публикации
02.12.2016
Анархисты в России: история и современность

Анархисты в России: история и современность



Видео
"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века



Видео