Как отличить национал-социализм от фашизма
- Марксизм: pro et contra. Проект РФФИ и ЭИСИ № 20-011-31243
- Консерватизм
- Национализм
- Социализм
- Либерализм
- Анархизм
- Поиск
- Абрамов М. А. (1)
- Абрамович О. (1)
- Аксаков И. С. (2)
- Аксаков К. С. (2)
- Аксельрод П. Б. (1)
- Аладышкин И. В. (2)
- Александров И.Ю. (1)
- Амон А. (3)
- Андерсон К.М. (2)
- Андреев А. Н. (2)
- Андрей Белый (2)
- Аникст Юр. (1)
- Анненков П. В. (1)
- Арефьев М. А. (1)
- Аролович А. В. (1)
- Артемов В. М. (3)
- Арушанов В. З. (1)
- Аршинов П. А. (3)
- Асмус В. Ф. (1)
- Атабекян А. М. (6)
- Бакунин М. А. (23)
- Балясный М. Я. (1)
- Барашкова О.В. (1)
- Батищев Г. С. (1)
- Белинский В. Г. (3)
- Белов В. И. (1)
- Берви-Флеровский В. В. (1)
- Бердяев Н. А. (15)
- Бирюков П. И. (1)
- Блок А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Богучарский В. Я. (1)
- Боровой А. А. (2)
- Боцяновский В. Ф. (1)
- Брюсов В. Я. (1)
- Бузгалин А.В. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Булгаков Ф. И. (1)
- Бухарин Н. И. (3)
- Бученков Д. Е. (1)
- Быстров В.Ю. (1)
- Валуев Д. А. (0)
- Введенский А. И. (1)
- Виноградов А.В. (0)
- Волков Г. Н. (1)
- Выготский Л. С. (1)
- Вышеславцев Б. П. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Вяч. Иванов (1)
- Гарявин А. Н. (2)
- Герцен А. И. (5)
- Гершензон М. О. (1)
- Гиппиус З. Н. (1)
- Глинка С. Н. (0)
- Гоголь Н. В. (2)
- Голубев В. С. (1)
- Гордин А. Л. (1)
- Гордин В. Л. (1)
- Горев Б. И. (2)
- Горелик А. (1)
- Грав Ж. (1)
- Градовский А. Д. (5)
- Грановский Т. Н. (1)
- Графский В. Г. (1)
- Греч Н. И. (1)
- Грингмут В. А. (1)
- Грозин Э. (1)
- Гроссман Л. П. (1)
- Гроссман-Рощин И. С. (2)
- Гулыга А. В. (1)
- Гумилев Л. Н. (1)
- Гусман Л. Ю. (1)
- Гуторов В. А. (2)
- Давыденкова А. Г. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дарани (1)
- Дверницкий Б. Г. (0)
- Дебагорий-Мокриевич В. К. (1)
- Добринская Д.Е. (1)
- Должиков В. А. (1)
- Достоевский Ф. М. (4)
- Драгоманов М. П. (2)
- Дугин А. Г. (3)
- Емельянов-Лукьянчиков М. А. (0)
- Ермаков В. Д. (1)
- Жуковский Н. И. (1)
- Забрежнев В. И. (1)
- Зайцев В. А. (1)
- Зибер Н. И. (1)
- Иванов А. А. (1)
- Ильенков Э. В. (1)
- Ильин И. А. (5)
- Итенберг Б. С. (1)
- Кавелин К. Д. (8)
- Казин А. Л. (0)
- Канев С. Н. (1)
- Кара-Мурза С. Г. (1)
- Каралис Д. Н. (1)
- Карамзин Н. М. (3)
- Карелин А. А. (2)
- Карпец В. И. (1)
- Катасонов В. Ю. (1)
- Катков М. Н. (6)
- Кащенко Т.Л. (1)
- Кетова Л.П. (1)
- Киреев А. А. (1)
- Киреевский И. В. (3)
- Кирьянов Ю.И. (1)
- Кислицына И. Л. (1)
- Книжник-Ветров И. С. (2)
- Ковалевский М. М. (1)
- Кожинов В. В. (4)
- Кожурин А. Я. (1)
- Колышко И. И. (0)
- Кольцов М. Е. (1)
- Корн М. (1)
- Корякин В.В. (1)
- Коряковцев А.А. (1)
- Коцюбинский Д. А. (1)
- Кривенький В. В. (1)
- Кропоткин П. А. (5)
- Крылов К. А. (1)
- Кузнецов Ю. П. (1)
- Кульчицкий Л. С. (1)
- Лавров П. Л. (2)
- Ламанский В. И. (1)
- Лапин Н.И. (1)
- Лев Черный (1)
- Лев Шестов (1)
- Левицкий С. А. (1)
- Ленин В. И. (9)
- Леонтьев К. Н. (6)
- Лесков Н. С. (1)
- Лифшиц М. А. (3)
- Лобастов Г. В. (1)
- Лозовский А. (16)
- Локоть Т. Ф. (0)
- Лосский Н. О. (1)
- Лукач Г. (1)
- Луначарский А. В. (1)
- Луппол И. К. (3)
- Майданский А. Д. (1)
- Малинин В. А. (1)
- Мамардашвили М. К. (1)
- Марков Б.В, (1)
- Маслин М.А. (1)
- Махнач В. Л. (0)
- Махно Н. И. (2)
- Меньшиков М. О. (2)
- Мережковский Д. С. (2)
- Мещерский В. П. (5)
- Милюков П. Н. (5)
- Минский Н. М. (1)
- Митрополит Иоанн (Снычёв) (2)
- Митрохин Н. А. (1)
- Михайлов М. И. (1)
- Михайловский Н. К. (1)
- Мндоянц С. А. (1)
- Муретов Д. Д. (1)
- Нагель О.И. (1)
- Назаров И. Т. (1)
- Налимов В. В. (1)
- Николадзе Н. Я. (1)
- Никольский Б. В. (1)
- Новгородцев П. И. (2)
- Новомирский Д. И. (1)
- Ножин Н. Д, (1)
- Огарев Н. П. (1)
- Ольховский Е. Р. (1)
- Оргеиани К. (1)
- Отверженный Н. (1)
- Павлов Д. Б. (1)
- Панарин А. С. (1)
- Пензин А.А. (1)
- Пестель П. И. (0)
- Пирумова Н. М. (2)
- Плеханов Г. В. (2)
- Победоносцев К. П. (2)
- Погодин А. Л. (1)
- Погодин М. П. (1)
- Подорога В.А. (1)
- Покровский М. Н. (1)
- Поломошнов А.Ф. (1)
- Полонский В. П. (2)
- Поссе В. А. (1)
- Прилуцкий А. М. (1)
- Пронякин Д. И. (1)
- Прохоров М.М. (2)
- Пустарнаков В. Ф. (1)
- Пушкарёва Н.Л. (1)
- Пушкин А. С. (6)
- Радек К. Б. (1)
- Размолодин М. Л. (1)
- Ремизов М. В. (1)
- Рогдаев Н. (1)
- Розанов В. В. (4)
- Ростопчин Ф. В. (1)
- Рублев Д. И. (2)
- Рудницкая Е. Л. (2)
- Рябов П. В. (2)
- Салтыков-Щедрин М. Е. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Сапон В. П. (1)
- Светлов Р. В. (3)
- Святенков П. В. (1)
- Святогор А. (1)
- Сергеев С. М. (1)
- Сикорский И. А. (1)
- Симония Н.А. (1)
- Синицын А. А. (1)
- Скворцов-Степанов И. И. (1)
- Скрынченко Д. В. (1)
- Соколов Н. В. (1)
- Солженицын А. И. (1)
- Соловей В. Д. (2)
- Соловьев В. С. (3)
- Соловьев С. М. (1)
- Соловьев Э. Ю. (1)
- Сологуб Ф. К. (1)
- Солоневич И. Л. (2)
- Сперанский М. М. (3)
- Сталин И. В. (6)
- Старостин Е. В. (1)
- Стасенко С.А. (1)
- Стеклов Ю. М. (2)
- Степанов А. Д. (2)
- Степун Ф. А. (1)
- Стогов Д. И. (1)
- Столыпин П. А. (1)
- Стоянов Б. С. (2)
- Страхов Н. Н. (1)
- Струве П. Б. (3)
- Стукалов П. Б. (1)
- Суворин А. С. (2)
- Сыромятников С. Н. (0)
- Талеров П. И. (5)
- Тальская О.Д. (1)
- Тарасов А. Н. (2)
- Тарле Е. В. (1)
- Твардовская В. А. (1)
- Тихомиров Л. А. (3)
- Ткачёв П. Н. (2)
- Толстой А. К. (1)
- Толстой Л. Н. (3)
- Троцкий Л. Д. (1)
- Трубецкой Н. С. (2)
- Туган-Барановский М. И. (1)
- Тютчев Ф. И. (3)
- Уваров С. С. (2)
- Ударцев С. Ф. (3)
- Ульянов Н. И. (1)
- Устрялов Н. В. (1)
- Федотов Г. П. (3)
- Феоктистов Е. М. (1)
- Филиппов Т. И. (1)
- Философов Д. В. (1)
- Флоренский П. А. (1)
- Франк С. Л. (3)
- Фудель И. И. (1)
- Фурманов Д. А. (2)
- Фурсов А. И. (1)
- Хайек Ф. (1)
- Хлопаева Н.А. (2)
- Холмогоров Е. С. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Черкезов В. Н. (2)
- Чернов В. М. (1)
- Чертков В. Г. (1)
- Чижевский Д. И. (1)
- Чичерин Б. Н. (4)
- Чулков Г. И. (1)
- Чухров К.К. (1)
- Чэнь Хун (1)
- Шафаревич И. Р. (3)
- Шинкарук В. И. (1)
- Шишков А. С. (2)
- Энгельсон В. А. (1)
- Доклады, манифесты, письма
- История политической мысли
- Маркс в русской философии XIX-XX вв
- Маркс и политическая мысль России
- Маркс и современный мир
- Марксизм и политическая публицистика XIX-XX вв.
- Марксизм: современная русская культура и медиапространство
- Основы политических идеологий
- Политика и общество
- Политика и религия
Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.
Тонкая грань
Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия — фашизм и национал-социализм — долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.
Действительно между ними много общего — шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.
При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.
Фашизм
Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз». Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини — Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».
Фасции — пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями — являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором — смертной казни.
Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. —«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).
На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.
Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.
В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го — стала единственной легальной партией страны.
Национал-социализм
Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.
Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм — это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, — отмечает Саркисянц. — Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».
Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.
Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.
В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.
Такие близкие, но разные
Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины — это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом — непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.
Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».
Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство — это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.
Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.
Второй камень преткновения между двумя системами — национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса — это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.
Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос — краеугольный камень нацизма.
Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», — так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.
Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».
«Антисемитизма в Италии не существует», — заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.
Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.
Источник: https://news.rambler.ru/other/40069750/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_s...