Главная / Либерализм / О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Письмо к графу Е. Е. Комаровскому

О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Письмо к графу Е. Е. Комаровскому

Печатается по: Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века. Хрестоматия / Сост. А. А. Ширинянц, И. Ю. Демин; подг. текстов А. М. Репьева, М. К. Ковтуненко, А. И. Волошина; под. ред. А. А. Ширинянца М.: Изд-во Московского университета, 2011. С. 626–665, 667–675.

Сверено с изданием: Киреевский И. В. Разум на пути к Истине: Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник / Сост., вступ. ст. Н. Лазарева; коммент., указ. имен Л. Копылов, Н. Лазарева. М.: Правило веры, 2002. С. 151–213. Примечания даны с небольшими сокращениями и дополнениями.

Статья с цензурными сокращениями впервые была опубликована в «Московском сборнике» (Т. 1. М., 1852. С. 1–68). Без цензурной правки опубликовано: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 174–222.

Примечания:

1  Комаровский Егор Евграфович (1803–1875) — цензор петербургского Комитета иностранной цензуры, состоял в дружеских отношениях со многими известными представителями русской культуры, включая И. В. Киреевского.
2  «Московский сборник» был издан на средства А. И. Кошелева под ред. И. С. Аксакова весной 1852 г. Фактически это было первое самостоятельное издание московских славянофилов. В нем поместили свои статьи братья Киреевские, А. С. Хомяков, А. И. Кошелев, С. М. Соловьев, братья Аксаковы, И. Д. Беляев. Цензор «Московского сборника» кн. Владимир Владимирович Львов также был близок к кругу славянофилов благодаря своему сотрудничеству в журнале «Москвитянин» (в 1840-е). В силу вообще подозрительного отношения правительства к славянофилам и особенно в связи с их изъявлениями братской любви к угнетенным славянским народам, после выхода сборника на всех его участников и цензора обрушились карательные меры. Так, второй том «Московского сборника» был запрещен, И.С. Аксаков лишен права редактирования, кн. В. В. Львов получил выговор и ушел в отставку. С И. В. Киреевского, К. С. и И. С. Аксаковых, А. С. Хомякова была взята подписка об обязательном представлении рукописей в Главное управление цензуры на предварительную цензуру.
3  Вероятно, автор имеет в виду «общее мнение», выраженное П. Я. Чаадаевым в первом «Философическом письме к г-же ***», написанном в 1828 г. и получившем известность в литературных кругах: «Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности» (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. 2-е изд., доп. М., 1989. С. 42). Также в программной статье, предназначавшейся для журнала «Московский вестник», Д.В. Веневитинов писал в 1826 г.: «У всех народов самостоятельных просвещение развивалось из начала, так сказать, отечественного: их произведения, достигая даже некоторой степени совершенства и входя, следственно, в состав всемирных приобретений ума, не теряли отличительного характера. Россия все получила извне; оттуда это чувство подражательности, которое самому таланту приносит в дань не удивление, но раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности» (Веневитинов Д. В. О состоянии просвещения в России // Веневитинов Д.В. Стихотворения. М., 1982. С. 136).
4  Вольно цит. по: Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам: В 15 т. 2-е изд. М., 1838. Т. 5. С. 261–262.
5  Здесь имеется в виду работа по собиранию и публикации материалов государственных и монастырских архивов, начатая в 1810-е гг. гр. Николаем Петровичем Румянцевым и его помощниками. Интерес поколения И. В. Киреевского к истории был вызван философскими идеями Ф. В. И. Шеллинга о том, что каждому народу предназначена некая определенная роль во всемирном историческом процессе. Среди славянофилов исследованием русской старины занимались М. П. Погодин, С. П. Шевырев, И. Д. Беляев и П. В. Киреевский.
6  Из сирийских богословов наиболее известны прп. Иаков еп. Низи-бийский, его ученик прп. Ефрем Сирин и прп. Исаак Сирин, еп. Ниневий-ский, — все они многие годы провели в пустынножительстве, посвятив себя аскетической практике. Ради общественного служения они в немногочисленных словах и поучениях стремились передать верующим собственный духовный опыт.
7  Ряд римских богословов открывает Апостол от 70-ти, Климент, папа Римский, далее следуют Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, Иоанн Кассиан Римлянин, папы римские Лев Великий и Григорий Двоеслов. Иоанн Кассиан Римлянин и блж. Иероним Стридонский только по происхождению и месту служения относятся к Риму, но образованием и духовным устроением были обязаны многолетнему пребыванию в монастырях христианского Востока.
8  Расцвет византийского богословия начался в конце IV в. Из богословских школ духовное просвещение перешло в многочисленные монастыри Египта, Палестины и Малой Азии, где подвизались в V–XI вв. прпп. Исайя Нитрийский, Марк Подвижник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, авва Фалассий Ливийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат. Для многочисленных трудов этих св. отцов, кроме обычного круга вопросов (обличение ересей, монашеские правила, толкование Священного Писания, гимнография), характерны и антропологические проблемы: внутренний мир человека, его духовное возрастание, смысл и цель человеческой жизни, т. е. приложение сложившегося христианского вероучения к христианской жизни.
9  Из знаменитой александрийской или новоалександрийской школы, процветавшей в IV–V вв., вышли Климент и Ориген, свтт. Александр Александрийский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский. Их объединяло глубокое знание античной философии и использование ее для раскрытия христианских истин. Созерцательное направление богословия александрийцев проявилось в аллегорически-таинственном толковании Священного Писания.
10  Имеется в виду эллинистическая культура, центрами которой были Александрия в Египте и Антиохия в Сирии.
11  Запад впервые познакомился с византийским просвещением, когда крестоносцами был захвачен Константинополь. В 1203–1204 гг. крестоносцы овладели Царьградом и подвергли его разграблению. Множество сочинений античных и раннехристианских писателей попало в Европу и было переведено с греческого языка на латинский. Византийская империя окончательно была уничтожена турками, под ударами которых в 1453 г. пал Константинополь. В Европу, как и в Россию, бежавшими греками было вывезено огромное количество святынь, рукописей и памятников древности.
12  Имеется в виду исчисление времени от сотворения мира, принятое на христианском Востоке.
13  Во 2-й половине IV в. в результате Великого переселения народов германские, славянские и сарматские племена стали захватывать земли Западной Римской империи и расселяться на них. В 476 г. ими был низложен римский император Ромул Августул, и Западная Римская империя прекратила свое существование. Завоевателями были частично восприняты язык и культура античного Рима.
14  Имеются в виду слова ап. Павла: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 21–25).
15  Вероятно, речь идет об апологетических сочинениях сщмчч. Иринея Лионского, Ипполита Римского, Киприана Карфагенского, блаженного Августина.
16  Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 220) — выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из латинских учителей. Желая сугубо аскетического образа жизни и зримых плодов молитвенных состояний, Тертуллиан уклонился в монтанизм — мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святого Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души.
17  Киприан Фасций Цецилий (ум. в 258) — отец Церкви, принял христианство под влиянием Тертуллиана, управлял Церковью во время гонений на христиан. Его сочинения, посвященные главным образом устройству Церкви и принятию в общение отпавших от нее, проникнуты духом любви и кротости. Он же автор многочисленных апологетических и полемических сочинений; среди них «Книги свидетельств против иудеев» (248), «О единстве Церкви» (251) и др.
18  Августин Аврелий (354–430) — один из самых именитых отцов западной части единой древней Церкви, последователь свт. Амвросия Медио-ланского в аллегорическом способе истолкования трудных мест Св. Писания. Автор многочисленных полемических и апологетических трактатов, направленных против ересей, расколов, манихейства и язычества. Наилучшим памятником его проповеднического дара и нравственных исканий является автобиографическая «Исповедь» (397–401). Другое, наиболее известное и, пожалуй, первое масштабное христианское сочинение историософского содержания — «О Граде Божием» (ок. 413–426). Вопросы взаимодействия благодати и природы человеческой воли, решаемые им в пользу первого, на многие столетия определили христианскую антропологию западного мира.
19  Лютер (Luther) Мартин (1483–1546) — христианский богослов, инициатор и вождь немецкой Реформации, основатель лютеранства. Перевел Библию заново с греческого, фактически создав единый немецкий язык. Будучи монахом-августинианцем, чтобы показать окончательный разрыв с практикой служения, принятой в Римско-Католической Церкви, нарушил правило целибата и вступил в брак.
20  Папа римский Николай I (ум. 867) поставлен на римский престол в 858 г., утвердил верховную власть Рима в Западной Европе и стремился подчинить своему влиянию и Восточную церковь. В 863 г. на поместном Римском соборе он отлучил от Церкви Константинопольского Патр. Фотия; в свою очередь на Поместном Константинопольском соборе патр. Фотий отлучил от общения папу Николая I.
21  Имеется в виду папа римский Стефан II (752–757), который заручился у короля франков Пипина Короткого поддержкой против лангобардов, захвативших часть Италии и угрожавших Риму. При этом папской канцелярией был составлен подложный документ, согласно которому папа римский Сильвестр I якобы крестил Константина Великого и излечил от проказы, а император в награду вручил папе грамоту (так называемый «Константинов дар»), согласно которой папа получал такую же власть над западными провинциями, какую сам император имел над восточными. В итоге получалось так, что Пипин Короткий, освободив Рим от лангобардской угрозы, только вернул (а не даровал) папам законные древние права. Этот документ впоследствии был использован как основа для придания законности созданию Папского государства и его выходу из-под юрисдикции Византии.
22  Святая (Священная) Римская империя была основана германским королем Оттоном I, включала в себя Германию, Австрию, Чехию, Швейцарию, Северную и Среднюю Италию, земли Бургундии, существовала с 962 по 1806 г. и окончательно была уничтожена в ходе наполеоновских войн. Между императорами и римскими папами постоянно происходила борьба за инвеституру — право назначения на церковные и государственные посты в империи.
23  С начала XIII в. символом верховной власти папы служила двойная, а потом тройная корона (тиара).
24  Ериген (или Эригена) (Eriugena) Иоанн Скот (ок. 810 – после 877) — философ-богослов, по происхождению ирландец, а не шотландец (ошибка Киреевского). Переводил на латинский язык творения сщмч. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника, сопровождая их комментариями. Взгляды философа сложились под влиянием новоплатоников, блж. Августина и богословов православного Востока. Его главные сочинения: «О Божественном Предопределении» (851) и «О разделении природы» (867). Учение Эригены еще при его жизни вызвало осуждение католической церкви, а затем и вовсе было признано еретическим.
25  Предметом споров двух направлений схоластики — номиналистов и реалистов являлись универсалии — общие понятия. Номиналисты утверждали, что универсалии существуют только в мышлении, реалисты держались мнения о реальном существовании универсалий.
26  Под мистикой следует понимать практику и учение о богообщении, непосредственном единении души с Богом. Понятие мистики характерно для западного богословия, в православной богословской традиции ему соответствует понятие благодатного созерцания. Оно достигается — при содействии благодати Божией — непорочной, подвижнической жизнью, исполнением заповедей Божиих, очищением от страстей, трезвенностью ума, непрестанной умной молитвой.
27  Имеется в виду Рене Декарт (Descartes) (1596–1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. Его основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644). Полемизируя со схоластикой, Декарт подверг сомнению вообще все человеческие знания и сделал отправной точкой своего философствования принцип непосредственной достоверности сомнения, т. е. собственно мышления: «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito, ergo sum»).
28  Спиноза (Spinoza) Бенедикт (1632–1677) — нидерландский философ еврейского происходдения. Его важнейшие сочинения — «Трактат об усовершенствовании разума» (1661), «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика, доказанная геометрическим способом» (1675), написанная им на основе картезинских принципов. Основываясь на законах математики, Спиноза приравнял природу к Богу, представив природу как причину самой себя, а разнообразие отдельных вещей — как единичные проявления природы-субстанции. Связав поведение человека механистическим детерминизмом, философ отверг свободу воли. «Свободный человек» Спинозы действует сообразно с требованиями разума. По существу атеистические идеи Спинозы оказали значительное влияние на мировоззрение французских энциклопедистов.
29  Лейбниц (Leibniz) Георг Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ, логик, математик и физик. Наиболее законченный очерк его философской системы изложен в труде «Монадология» (1714). Согласно Лейбницу, мир состоит из бесконечного числа монад — идеальных сущностей, простых и неделимых. Многообразие мироздания предопределено иерархией монад, высшей монадой является Бог. Монады не взаимодействуют между собой, но тем не менее находятся в единстве благодаря «предустановленной гармонии»: так разные часы, работая синхронно, показывают одно и то же время.
30  Юм (Hume) Давид (1711–1776) — шотландский философ и историк. Его главная философская работа — «Трактат о человеческой природе» (1734–1737). Развивая концепцию чувственного опыта как соотношения первичных и вторичных восприятий, Юм довел эмпирическую философию до ее логического конца: ничего не принимая на веру, но изыскивая любые указания, которые можно было получить из опыта и наблюдения, философ пришел к выводу, что таким путем нельзя познать ничего. Понятие о существовании причинно-следственных связей между явлениями, по мнению Юма, есть лишь плод человеческого опыта (логической ошибки).
Бэкон (Bacon) Фрэнсис — см. примеч. 9 на с. 863 наст. издания.
Локк (Locke) Джон (1632–1704) — английский философ и политический мыслитель, идеолог Английской буржуазной революции (1688–1689). Социально-политические воззрения Локка основаны на теории естественного права и общественного договора. Его философские взгляды изложены в труде «Опыт о человеческом разуме» (1690). Локк — основоположник эмпиризма, согласно которому человеческое знание основывается не на врожденных идеях, а исходит непосредственно из опыта; опыт в свою очередь опирается на ощущения и их восприятие душой человека.
31  Кант (Kant) Иммануил (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Своими учителями считал Лейбница и Юма; под влиянием последнего Кант отошел от догматического рационализма. Наиболее важными сочинениями Канта являются «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Фундамент всех трех «Критик» есть учение о «вещах в себе» — явлениях и вещах внешнего мира, которые, будучи непознаваемы, только дают материю ощущений. Человеческое сознание упорядочивает эти ощущения в пространстве и во времени и доставляет понятия, посредством которых постигается опыт. Разум человеческий ничего выше опытного познать не может и, следовательно, не может иметь твердых доказательств бытия Божия.
32  Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814) — немецкий философ, последователь И. Канта, не принявший, однако, кантовскую идею «вещи в себе», автор «Речей к немецкой нации», которые способствовали возрождению национального самосознания. Основные философские идеи Фихте изложены им в труде «Основа общего наукоучения» (1794), который представляет собой курс лекций (читанных в Йенском университете), дополнявшийся им в течение всей жизни.
33  Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Иосиф (1775–1854) — немецкий философ. Созданное им в первые годы научного творчества натурфилософское учение изложено в труде «Система трансцендентального идеализма» (1800); затем Шеллинг разрабатывал «философию тождества», а с середины 1810-х гг. постепенно перешел к так называемой философии мифологии и Откровения, носившей мистический характер. Из всех европейских философов Шеллинг оказал наибольшее влияние на развитие русской философской мысли XIX столетия. В 1820–1840 гг. с ним встречались П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, братья Киреевские, С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев и многие другие. И.В. Киреевский высоко ценил диалектику Шеллинга, но решительно не принимал его поздние религиозные взгляды. Отзывы И. В. Киреевского о философии Шеллинга содержатся в статьях «Девятнадцатый век» (1832), «Речь Шеллинга» (1845), «Обозрение современного состояния литературы» (1845), «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852) и «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856).
34  В примечании И. В. Киреевского имеется в виду его статья «Обозрение современного состояния литературы» (Москвитянин. 1845. № 1, отд. «Критика». С. 1–28; № 2, отд. «Критика». С. 56–78; № 3, отд. «Критика». С. 18–30). В первой части статьи сделан краткий обзор европейской философии 1-й половины XIX в.
35  Варлаам Калабрийский (ум. 1348) — монах из Калабрии (юг Италии), некоторое время живший в Византии, противник учения исихастов, отвергавший нетварность Божественного Фаворского света и насмехавшийся над исихастами, которые стремились к молитвенному соединению ума и сердца для созерцания Божественного света. На Первом Поместном Константинопольском соборе 1341 г был признан еретиком и предан анафеме. Ересиарх уехал в Италию, где его учение было поддержано, и принял католичество, с 1342 г. — еп. Джерачейский (Калабрия). Знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка (Petrarca) (1304–1374) брал у монаха Варлаама уроки греческого языка (летом 1342 г. в Авиньоне). У И. В. Киреевского несовпадение в датах: Академия в Неаполе была открыта в 1433 г.
36  Следует отметить, что расцвету европейского Ренессанса хронологически соответствует расцвет исихастского движения на православном Востоке. В центре интеллектуальных и духовных исканий двух этих явлений стоял вопрос о цели и назначении человека. Если для Ренессанса характерно противопоставление духа и материи, то исихазму свойственно стремление к их соединению. В этом контексте споры монаха Варлаама со сторонниками свт. Григория Паламы о природе Фаворского света предстают как противостояние католического и православного мировоззрений, определившее их дальнейшее развитие. Из святых отцов этого времени наиболее известны прп. Григорий Синаит, духовный наставник свт. Григория Паламы, и свт. Каллист Первый.
37  Имеется в виду сочинение неизвестного автора «О подражании Христу», относящееся к 1427–1441 гг. В нем изложены общехристианские идеалы спасения человека через добродетельную жизнь. Впоследствии книга многократно издавалась и была переведена на все европейские языки. К. П. Победоносцев сделал русский перевод (О подражании Христу. СПб., 1869). Автор сочинения не установлен (точно известна лишь его принадлежность к союзу «братьев общинной жизни»), но вероятнее всего им был Фома Кемпийский (ум. 1471); как возможного автора И.В. Киреевский называет и французского католического теолога Жан-Шарля Херсона (Герсона) (Gerson) (1363–1429).
38  Святая Гора, или Святая Афонская Гора, Афон, — названа так и по преданию о посещении ее Божией Матерью, и по множеству монастырей, издавна на ней находящихся. Афон находится в южной части греческого п-ва Агион-Орос. Первые исторические известия о монашеских поселениях на Афоне относятся к VI в. С тех пор подвижническая жизнь здесь не прекращалась, так что Афон можно назвать «монашеской страной» со множеством болгарских, греческих, грузинских, молдавских, русских, сербских монастырей, скитов и келий. В течение веков Афон переживал периоды расцвета и упадка (своими внешними причинами связанного с гонениями, которые Афон претерпевал от католиков и мусульман).
39  Личная библиотека короля Карла V Мудрого, ставшая основой Парижской библиотеки, насчитывала 1200 списков. В примечании И. В. Киреевский ссылается на немецкого историка Августа Людвига фон Шлёцера (Schlozer) (1735–1809), изучавшего в 1760-е гг. «Повесть временных лет». Шлёцер писал: «В исходе XII столетия были такие князья, которые сами разумели греческий и другие языки; которые в Смоленске основали училище, где преподавался греческий язык (и латинский, по смежности с Польшею); которые сему училищу отдали свою библиотеку, состоявшую более нежели из 1000 всё греческих книг... И так греческая словесность, которая до Пселла, следственно точно до Нестеровых времен, поддерживалась в порядочном состоянии, действительно укоренилась в Руси» (Нестор: Русские летописи на древле-славенском языке / Сличенные, переведенные и объясненные А.-Л. Шлёцером. СПб., 1809. Ч. 1. С. 16–17).
40  В примечании И. В. Киреевского идет речь о труде С. П. Шевырева «История русской словесности...» (История русской словесности преимущественно древней. XXXIII публичные лекции Ст. Шевырева, ординарного профессора Московского университета. Том 1, часть 1; М.: В Университетской типографии, 1846; Том 1, часть 2. М.: В Университетской типографии, 1846). Этот труд был воспринят как свидетельство появления новой науки — истории древней литературы. И. В. Киреевский писал по этому поводу: «История древнерусской литературы не существовала до сих пор как наука; только теперь, после чтений Шевырева, должна она получить право гражданства в ряду других историй всемирно значительных словес-ностей» (Киреевский И. В. Публичные лекции профессора Шевырева об истории русской словесности, преимущественно древней. Письмо в Белев А. П. Зонтаг // Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Калуга, 2006. С. 130).
41  Преподобный Нил Сорский (ум. 1508) — постриженник Кириллова Белозерского Успенского монастыря, несколько лет подвизался на Афоне, по возвращении основал недалеко от Кириллова монастыря Нила Сорского Сретенскую пустынь (скит), положив начало скитскому пустынножительству на Руси. Его аскетические творения, широко распространенные в списках, в 1849 г. были изданы Козельской Введенской Оптиной пустынью Калужской губернии.
42  Здесь речь идет о предпринятых в XVIII в. трудах ученых монахов по исследованию древних рукописных собраний монастырей Святой Афонской Горы.
43  Статья «О древней русской истории (письмо к М. П. Погодину)» (Москвитянин. 1845. № 3, отд. «Науки». С. 11–46) написана П. В. Киреевским в ответ на сочинение М. П. Погодина «Параллель русской истории с историей западных европейских государств, относительно начала» (Москвитянин. 1845. № 1, отд. «Науки». С. 1–18). Киреевский соглашается с Погодиным во мнении, что в основе европейской государственности лежит завоевание одних народов другими, но полемизирует в том, что касается последствий призвания варягов на Русь. Основу славян, общественного устройства П. В. Киреевский видит в родовом строе, а на его существование варяжские князья не оказали-де никакого влияния.
44  В «Повести временных лет» говорится, что после своего крещения равноап. вел. кн. Владимир, «боясь греха», перестал наказывать «разбойников». Введя смертную казнь по совету греческих епископов, он вскоре заменил ее — по обычаю — штрафом.
45  Анализируя летописные источники, П. В. Киреевский, с которым, безусловно, был согласен его брат, писал о значении слова мир: «Описывая племена, жившие в южной половине России, Нестор говорит: “И живяху в мире: поляне, и деревляне, и северяне, и радимичи, и вятичи, и хорваты, и дулебы, а угличи и тиверцы седяху по Бугу и по Днестру, оли и до моря”. Здесь замечательно слово мир; оно, как известно, до сих пор на языке нашем выражает и согласие, и совокупность, и вселенную, также греческим словом космос называется вместе и совокупность всех вещей, т. е. вселенная, и красота, т.е. гармония, согласие. Такое единство слова объясняется близостью, можно сказать единством этих двух понятий. До сих пор еще деревенская сходка, где выражается совокупный голос целой деревни, у нас называется миром, и в этом смысле нам встречается это слово еще в “Правде” Ярослава Великого, где оно обозначает даже целый округ. <...> ... слово мир очевидно выражает не одно отсутствие вражды, а положительный союз, общество» (Киреевский П. В. О древней русской истории (письмо к М. П. Погодину) // Москвитянин. 1845. № 3, отд. «Науки». С. 40–42).
46  Вероятно, имеется в виду мнение A. C. Хомякова о взаимосвязи заимствованного и самобытного в национальной культуре: «Чуждые стихии, занимаемые по необходимости одним народом у другого, поступают в область новой жизни и нового организма. Они переделываются и усвоиваются этим организмом в силу его внутренних не условимых законов: они подвергаются неизбежным измененьям, которых не может угадать практический рассудок и которых не должна предварять торопливая догадка. Жизнь всегда предшествует логическому сознанию и всегда остается шире его. Первые попытки художественные у нас были рабским подражанием образцам иноземным: мы переносили к себе готовые формы чувства и мысли; мы переносили к себе даже обороты языков чужих, приноравливая только к ним свой родной язык. Эта была дань поклонения, принесенная нами всему прекрасному, созданному другими народами, обогнавшими нас в просвещении. Теперь мы знаем и чувствуем, что художество — свободное выражение прекрасного — также разнообразно, как самая жизнь народов и как идеалы их внутренней красоты. Время подражанья в искусстве проходит. Мы не можем даже удовлетворяться тем, чем недавно восхищались. Мы понимаем, что формы, принятые извне, не могут служить выраженьем нашего духа и что всякая духовная личность народа может выразиться только в формах, созданных ею самой» (Хомяков A. C. Письмо в Санкт-Петербург // Москвитянин. 1845. № 2, отд. «Русская словесность». С. 85).
47  Статья не была закончена в связи с болезнью И. В. Киреевского и пошла в печать без заключительного обращения к гр. Е. Е. Комаровскому (см.: Веневитинов М. А. И. В. Киреевский и цензура «Московского сборника» 1852 г. // Русский архив. 1897. Кн. 3. Вып. 10. С. 290).

Скачать
Либерализм как простая структура?

Либерализм как простая структура?

Светлов Р. В.
Публикации
Пушкин как политический мыслитель

Пушкин как политический мыслитель

Франк С. Л.
Публикации
Письмо Ф. М. Достоевскому

Письмо Ф. М. Достоевскому

Кавелин К. Д.
Публикации
Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Мечты и действительность (По поводу речи Ф. М. Достоевского)

Градовский А. Д.
Публикации