Главная / Анархизм / Отщепенцы <Фрагмент>

Отщепенцы <Фрагмент>

Печатается в сокращении по: Шестидесятники: [Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. C. 5–34, Ф. Ф. Кузнецов; Примеч. В. С. Лысенко]. М.: Сов. Россия, 1984. (Библиотека русской художественной публицистики). С. 166–304. Существуют два издания книги: петербургское 1866 г. и цю рихское 1872 г. <…> Соавтором Н. Соколова был В. Зайцев, написавший первую часть «Историческое отщепенство» (см. по этому поводу: Козьмин Б. Н. В. Соколов. Его жизнь и литературная деятельность // Литература и история. Изд. 2-е. М., Худож. лит., 1982; Кузнецов Ф. Публицисты 1860-х годов. М., 1981). Замысел книги возник у Соколова в феврале 1866 г. В одной из французских газет он прочитал объявление о выходе книги Ж. Валлеса «Les refractaires» и решил перевести ее на русский язык. Однако, прочитав книгу Ж. Валлеса, Соколов увидел, что ошибся в ней: содержание ее было сугубо бытовое, а вовсе не идеологическое, как он предполагал. В свою книгу Соколов и Зайцев включили введение к «Les refractaires» Валлеса, отрывки из произведений западноевропейских писателей; глава о Тите Лабиене была переводом нашумевшего во Франции памфлета Л.-О. Рожара против Наполеона III; глава «Развалины» взята из книги К. Ф. Вольнея «Руины или размышления о революциях империй»; в других главах содержатся цитаты из «Утопии» Т. Мора, из произведений Фурье и Прудона и т. д. Таким образом, отличительной особенностью книги В. Зайцева и Н. Соколова является ее компилятивный характер. Авторы, оче видно, понимали, насколько важна в революционной агитация оперативность, и, торопясь выпустить сочинение, направленное против полицейского государства в защиту революционеров-«отщепенцев», не имели возможности провести сколько-нибудь по дробный критический анализ тех произведений, которыми они пользовались. Поэтому книга «Отщепенцы» несет на себе тень идеалистической концепции исторического процесса — концепции, присущей буржуазной историографии и публицистике. Но — толь ко тень. <…> 5 апреля 1866 г. книга «Отщепенцы» поступила на рассмотрение в цензурный комитет.

В своем заключении цензор написал, что книга Н. Соколова «представляет сборник самых неистовых памфлетов, имеющих целью подкопать все основы цивилизованного общества. Вера, политика, власть, гражданское и судебное устройство, правила нравственности подвергаются в ней самым необузданным нападениям» (цит. по указ. кн. Б. Козьмина, с. 379). (*)

Примечания:

1 Моисей (др.-евр. Мошё) — в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе
которого реализуется «союз» («заве») между Яхве и его народом.

Скачать
Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Кропоткин П. А.
История политической мысли
Публикации
01.12.2016
Эхо револьверного выстрела

Эхо револьверного выстрела

История политической мысли
Публикации
02.12.2016
Анархисты в России: история и современность

Анархисты в России: история и современность

Видео
"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

Видео