Главная / Анархизм / Бунтарь и царь

Бунтарь и царь

Впервые: Вестник литературы. № 9 (33). 1921. С. 6–7. Печатается по этому изданию.

Примечания:

1 [Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин: Его жизнь и деятельность: (1814–1876): В 3-х ч. [М.]: Т-во И. Д. Сытина, [1920]. Ч. 1: (1814–1861).]

2 [Молокане — одна из сект духовных христиан. Возникла в России во второй половине XVIII в. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. С 1820 г. молокане поселялись в Закавказье, Крыму, с 1870-х гг. — в Сибири, Закаспийской и Карской областях, переселялись за границу. До 1905 г. подвергались преследованиям правительства.]

3 [Комиссаров Осип Иванович (1838–1892) — шапочный мастер, уроженец Костромской губернии, 4 апреля 1866 г. спас жизнь императора Александра II, отведя в сторону руку стрелявшего Д. Каракозова, за что был возведен в потомственное дворянство, под фамилией Коммиссаров-Костромской. Целый месяц его чествовали различные общества и организации.]

4 [Цитируется 2-я строфа стихотворения «Осипу Ивановичу Комиссарову» (1866), которое относится к числу безуспешных попыток, предпринятых поэтом для спасения «Современника» в условиях свирепого террора. Некрасов произнес свои стихи в Английском клубе 9 апреля 1866 г.]

5 [В поэме «Несчастные» (1856) строки: «Взрыдав душою умиленной, // Мы пали ниц, благодаря // Нас не забывшего царя» в окончательную редакцию не вошли и не стали завершающими.]

6 [Толстой Лев Николаевич (1828–1910) — граф, русский писатель, один из классиков христианского анархизма. С конца 1870-х гг. пережил духовный кризис и, захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовство»), пришел к непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви, цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов».]

7 [Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Женева: [Georg et Co], 1896.]

8 [Леру (Leroux) Пьер (1797–1871) — французский философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма, последователь Сен-Симона. В 1824 г. основал журнал «Le Globe», печатный орган сенсимонистов. Предложенная им социальная система предполагала участие особой «религии человечества», основанной на солидарности и равенстве людей.]

9 [Оуэн Роберт (Owen) (1771–1858) — британский социальный реформатор, чьи идеи способствовали развитию традиций социализма XIX в. В основном придерживался коммунитарных взглядов и выступал за создание экспериментальных кооперативов с охватом от 2-х до 3-х тыс. человек. Делал попытки воплотить эти идеи на практике: в общине Нью-Ленарк в Шотландии (основана в 1800 г.) и позднее в Америке, в местечке Нью-Хармони (Индиана, 1824–1829).]

10 [Гапон Георгий Аполлонович (1870–1906) — священник, российский политический деятель. С 1902 г. был связан с охранкой. В 1903 г. выступил с инициативой создания рабочих кружков и организаций под надзором полиции; в 1904 г. организовал и возглавил «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, находился во главе шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905 г. (так называемое «Кровавое воскресенье»). До октября 1905 г. в эмиграции. В марте 1906 г. был судим группой рабочих (среди которых были 3 эсера), приговорен к смертной казни и повешен.]

Скачать
Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Рюрикович, который не подчинился ни Романовым, ни Керенскому, ни Ленину

Кропоткин П. А.
История политической мысли
Публикации
01.12.2016
Эхо револьверного выстрела

Эхо револьверного выстрела

История политической мысли
Публикации
02.12.2016
Анархисты в России: история и современность

Анархисты в России: история и современность

Видео
"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

"Что делать?" Анархическая идея в начале ХХI века

Видео